Компания «Южуралкондитер» известна в России и за рубежом брендами с многолетней историей: например, своими конфетами «Ромашка» и «Мерендинками». Однако даже крупных кондитеров напрямую коснулись изменения на рынке, которые стали особенно заметны в последние месяцы. В интервью DK.RU генеральный директор предприятия «Южуралкондитер» Геннадий Курносов рассказал, чем для производителей конфет, печенья и мармелада запомнился уходящий год и какие тенденции нельзя оставить без внимания.

— Какие изменения произошли на кондитерском рынке в 2017 г.? Кризис продолжается?
— Конечно, мы ощущаем снижение реальных доходов населения. В 2016 г. они упали на 12%, а в этом — еще на 5,8%. Правда, население растет, так что, несмотря на низкие доходы, продажи сладостей выросли на 1,5%. Еще важно отметить, что медленно, но все же растут темпы производства кондитерских изделий. Конкретно на нашем предприятии прирост производства за год составил более 6%. Вырос объем продаж на домашнем региональном рынке — более чем на 10%.
В 2017 г. кондитеры по-прежнему делали акцент на развитии эконом-сегмента. К нему относится карамель и печенье, их ассортимент увеличивается. Когда у населения денег стало не так много, как было несколькими годами ранее, люди стали чаще покупать продукцию известного, давно зарекомендовавшего себя производителя. Иными словами — потребитель чаще покупает конфеты «Ромашка», чем сладости неизвестного производителя, даже если они дешевле.
— То есть даже в условиях сокращения расходов люди не отказывают себе в сладостях?
— Все-таки кондитерские изделия давно перешли в категорию продуктов ежедневного спроса, их покупают в качестве десерта для домашнего чаепития, на встречу с друзьями, подарка бабушкам, знака внимания коллегам. Сейчас нелегкие времена, но такие встречи с чаепитием происходят даже чаще!
— Какие именно сладости в этом году стали покупать реже? А на что спрос подскочил?
—Чуть снизилась доля мучной кондитерки — на 2%. Зато на почти 1% увеличилась доля рынка, например, конфет в коробках и весовых конфет. Но резких изменений во вкусах россиян, конечно, не было.
— Чем выделяются челябинские производители на федеральном рынке?
— Например, историей. Мы неслучайно производим советские марки конфет: «Ромашка»,
«Ласточка», «Красная шапочка». Для покупателей — это традиция, привычный вкус. Технологии отработаны десятилетиями, поэтому нам удается удерживать лидерские позиции. Неглазированное бисквитное пирожное «Мерендинка», которое, кстати, в 2016 году отметило 20-летний юбилей, глазированное пирожное «Аленка» — также стали известным брендом и продаются по всему миру.
— Эти марки близки для покупателей старшего возраста. А завоевывают ли южноуральские кондитеры молодую аудиторию?
— Неправильно думать, что советские марки известны только людям 45+. Понимаете, нельзя забывать о преемственности. Люди, которым сейчас 15 – 30 лет, с раннего детства ходили в гости к бабушкам и дедушкам. Культура потребления конфет классических марок остается. В результате конфеты «Ромашка» я вижу в каждой квартире, вне зависимости от возраста проживающих там людей.
Но, конечно, мы запускаем и новые виды и вкусы кондитерской продукции — без консервантов и спирта.
— Какие еще сладости сейчас в моде?
— Новые формы и нестандартные вкусы, конечно. В этом году, например, мы запустили линию
необычной карамели: непривычной формы «кофейное зерно» и «цитрусовые дольки».
— Мешают ли иностранные бренды челябинским кондитерам?
— Конечно, есть популярные Milka, Mars, другие зарубежные марки. У них очень большие бюджеты, они проводят масштабные рекламные компании на федеральных телеканалах. Да, они несколько оттягивают наших потенциальных молодых покупателей. Но это дорогой продукт, поэтому потребление этих конфет — эпизодическое, а южноуральские сладости покупают на каждый день.
— Как изменило российский рынок исчезновение «Рошена»?
— Да никак. Эта компания вела агрессивную ценовую политику, предоставляя рынку более низкую цену. В результате фабрика, расположенная в Липецке, закрылась с убытком более 60 млн. руб. Теперь, согласно мирового рейтинга «Global 100», в 2017 году она сместилась с 22-го места на 24-е. К примеру, наш холдинг «Объеденные кондитеры», в состав которого входит кондитерская фабрика «Южуралкондитер», занимает 17 строчку рейтинга. Поэтому сейчас их влияние на рынок не заметно. Как конкурента их не стало, но появились другие.
— Правда ли, что в 2017 г. кондитеры из Казахстана стали активно занимать южноуральский рынок?
— В этом году они поставили перед собой задачу — экспансия на Южный Урал. Казахстанские компании получают поддержку от руководства своей страны: субсидии и кредиты по очень привлекательным ставкам. Ехать им до нашего региона близко, а разница в курсах национальных валют позволяет им демпинговать— себестоимость получается низкая, и они берут дешевизной. В последний год казахстанские производители резко начали открывать собственные розничные точки в нашей области — около 30, провели небольшую рекламную кампанию. Конечно, нам не хватает защиты в вопросе недобросовестной конкуренции – они выбирают стратегию «мимикрии», дублируя внешний
вид наших лидирующих марок. Федеральные торговые сети пока не сотрудничают с ними, а вот челябинские — да. Но в основном эта продукция пока представлена на крупных рынках.
— А мы насколько активно выходили на зарубежные рынки?
— Несмотря на непростое время, экспорт увеличивать у кондитеров все-таки получается. По
России в 2017 г. он достиг 387 тыс. т. Основная торговля сосредотачивается в странах ближнего зарубежья и СНГ, в Китае. Менее результативно выстраиваются отношения с США, Германией, Испанией, Израилем, странами Латинской Америки, но мы осуществляем поставки и в эти страны
— Что происходило с закупками сырья на протяжении 2017 года?
— Если с сырьем из-за рубежа все по-прежнему, то изменения в отечественной сфере, конечно, есть. Дело в том, что как в этом, так и в прошлом году аграрии говорят о переизбытке урожая. Они собирают
большие урожаи сахарной свеклы и зерновых, что привело к переизбытку запасов сахара и муки. Поэтому все сырье, которое производится и продается за рубли, имеет тенденцию к снижению из-за пресыщения рынка. И на фоне того, что в 2015 году на импортное сырье стоимость резко возросла, местные кондитеры смогли как в 2016-м, так и в 2017-м году удержать цены на продукцию без повышения.
— Чувствуется поддержка со стороны властей?
— Знаете, очень ощутима поддержка Минэкономразвития, Минсельхоза и торгово-промышленной палаты Челябинской области. У бизнеса в нашей сфере появилась возможность представить свою продукцию на международных выставках. Предприятия оплачивают за счет собственных средств только перелет сотрудников. В этом году мы представили свою продукцию в Китае, это дало новый толчок в отношениях с зарубежными партнерами. Например, учтя любовь китайцев к нашим «Мерендинкам», специально для них мы улучшили рецептуру, снизив содержание сахара. Помощь министерства коснулась не только экспорта, но и внутреннего рынка: на льготных условиях появилась возможность
презентовать свою продукцию в разных регионах России.
— Вступили ли в силу какие-либо законы, которые в итоге мешают производителям сладостей?
— Сейчас мы ждем утверждения регламентов, которые меняют требования к информации на потребительской упаковке — должен вырасти объем текста. И речь не идет о том, что мы подробнее будем расписывать состав, содержание и предупреждение для покупателей. Увеличение коснется толькошрифта. В результате, как ожидается, возникнут трудности с дизайном упаковок. Людям, которые любятпочитать состав, это, конечно, понравится. А остальным? Продукт бывает очень маленький — может получиться так, что всю упаковку загромоздят буквы.
— Какие ожидания вы связываете с наступающим годом?
— В марте пройдут президентские выборы, и мы ждем активности государства в вопросе повышения доходов населения: прежде всего, тех, кто работает в бюджетных организациях, на оборонных предприятиях, и госслужащих. Это послужит импульсом для увеличения объема потребления — в том числе и кондитерских изделий. Так или иначе, полагаю, нам не стоит опасаться снижения спроса на традиционные российские сладости: конфеты, пряники, печенье.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Name *